Наука и Бог
Лекции Осипова А. И.
Православные Христианские притчи
История Руси
Информация к новости
  • Просмотров: 5 036
  • Автор: masterroma
  • Дата: 15-02-2013, 01:48
15-02-2013, 01:48

Калека (без рук и ног) Поет Копылова Светлана

Категория: Православное творчество / Творчество Светланы Копыловой

Этот ролик нашел в ютубе, он посвящен Художнику Григорию Журавлeву, человеку верующему и с чистой душой. Рождeнный со страшным недугом, но имевший глубокую веру и силу духа, он творил во имя Бога и для людей - писал картины, зажав кисть зубами.

Поет Копыловой Светлана

Калека





Источник: Светлана Копылова


Читайте подробнее о самом художнике, нажав на значок "Подробнее"

Нерукотворные иконы Григория Журавлева



Художник Григорий Журавлев без рук, без ног - рисовал картины кистью, зажатой в зубы.Художник Григорий Журавлев без рук, без ног - рисовал картины кистью, зажатой в зубы. Всей своей жизнью он доказал — для создания живописных шедевров нужны человеку только его душа и талант. Доказал это, творя иконы в буквальном смысле нерукотворные, — ведь художник с рождения не имел рук. Рисовал, зажав кисть в зубах.

В 1858 году в селе Утевка, Бузулукского уезда Самарской губернии в семье Николая Журавлева родился сын. Родители испытали шок, когда увидели его атрофированные конечности: руки от кистей до плеч, а ноги — от ступней до колен. Мать плакала, хотела утопиться, но ее отец сказал, что будет растить внучка сам.

Несмотря на свою физическую немощь, мальчик рос жизнерадостным, умным и пытливым. Научился передвигаться на коленях, к которым ему привязывали кожаные ходульки. В погожие дни Григорий выползал на культях во двор, брал в зубы прутик и рисовал на песке. Сельчане смотрели и дивились тому, как умело мальчик изображал людей, дома, животных.

Когда Грише исполнилось девять лет, дед стал возить внука в школу.

Через два года дедушка умер. Но мальчик продолжал заниматься самостоятельно. В доме его отца была столярно-иконописная мастерская, так что первые уроки живописи Гриша получил в ней.

Сельский священник отец Василий духовно окормлял его, учил чтению и письму, подарил масляные краски. Мальчик брал в зубы кисть, макал в плошки с краской и создавал диковинные картины. Проявлял невиданное упорство: целыми днями, до боли в деснах, стирая в кровь губы, клал на бумагу мазок за мазком, добиваясь только ему ведомых сочетаний цвета.

Почерк у мальчика выработался каллиграфический. В дом Журавлевых потянулись местные жители с просьбами написать письмо родным или прошение чиновникам.

В 15 лет Гриша поехал в Самару, мечтая научиться писать масляными красками «настоящие образа». Тамошний живописец Травкин показал ему профессиональные приемы живописи. Какое-то время Григорий посещал иконописную мастерскую Алексея Сексяева. Потом закупил краски, кисти, все необходимое для работы и вернулся в родное село. Ему сделали особый стол с необходимыми приспособлениями. Григорий стал зарабатывать на жизнь тем, что писал на заказ иконы и фрески.

«Утевская Мадонна» и икона для цесаревича



Калека (без рук и ног) Поет Копылова Светлана В работе ему помогала вся семья. Брат делал деревянные заготовки для икон, занимался красками, бабушка подбирала кисти, а отец доставлял иконы в Самару. Позже у художника появились ученики.

Губернское земское собрание назначило Журавлеву ежегодную пенсию в 60 рублей.

Его работы поражали тонкостью письма, глубоким проникновением в образы, возвышенным торжеством духа. Созданные Григорием иконы расходились по округе. О них говорили: «Ему Бог помогает...» — от образов исходили особые благодать, умиротворение и чистота.

Сколько именно икон написал художник, неизвестно. Среди всех особо выделялась одна, на которой была изображена простая крестьянка Екатерина Грачева — к ней Григорий явно испытывал огромную симпатию.

Живописец увековечил Екатерину в образе Богоматери вместе с маленьким сыном. Писал ее восемь лет, втайне от людей. Можно догадываться, сколько чувств, упований, старания и самой души вложено в это творение!

Икону он подарил Екатерине. Сельчане назвали ее «Утевской Мадонной». По отзывам людей, она производила неизгладимое впечатление. После революции многие десятилетия икона хранилась в доме местной жительницы, а после ее смерти племянники увезли икону в Самару и продали. «Утевская Мадонна» пропала.

Икона Григория Журавлева

А вот еще одна история, связанная с именем Журавлева. В личном архиве самарского генерал-губернатора Александра Дмитриевича Свербеева сохранилось письмо художника, в котором он просил передать одну из икон в дар цесаревичу Николаю. При содействии А. Свербеева икона дошла до адресата. Вскоре император Александр III пригласил Журавлева в Санкт-Петербург. Здесь живописец удивил всех своим мастерством, создав групповой портрет семьи Романовых.

Император остался доволен работой, подарил Журавлеву альбом и назначил пожизненную ежемесячную пенсию в 25 золотых рублей (по тем временам — огромные деньги), а генерал-губернатору Самары велено было «выдать Журавлеву иноходца с летним и зимним выездом». Что и было выполнено.

В 1892 году в Самаре освятили кафедральный соборный храм Христа Спасителя, где образ покровителя Самары — святителя Алексия — нарисовал Григорий Журавлев.

«Иконы никому не будут нужны...»


В 1885 году в центре села Утевка началось строительство новой каменной церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Храм сооружался по чертежам и под непосредственным руководством Григория.

Огромный церковный купол, 10 метров в диаметре, расписывал сам художник. Помощники укладывали его в специальную люльку, поднимали под самый потолок, и он создавал картины на библейские сюжеты, лежа на спине: кисть в зубах, глаза на расстоянии кисти от фрески, на лицо падают капли краски...

После двух — трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц, и кисть не всегда могли вынуть изо рта живописца. И так день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Трескались и кровоточили губы, крошились зубы. На лопатках и затылке художника образовались язвы. От постоянного напряжения кардинально ухудшилось зрение.

Освятили новую церковь 7 января 1892 года. При ней устроили школу и небольшую библиотеку. В храме оказалась поразительная акустика: был слышен даже шелест одежды, шаги в легких туфлях.

В 1916 году Григорий стал чаще хворать. Во время одной особенно тяжелой болезни ему было откровение: скоро наступят черные времена, когда и он сам, и его иконы никому не будут нужны.

Умер Журавлев от скоротечной лихорадки 15 февраля 1916 года в своем доме. Похоронен в ограде «своей» церкви.

После революции крест уничтожили, могилу сровняли с землей, и долгие десятилетия никто не вспоминал о художнике-самоучке.

Не однажды власти намеревалась снести утевскую церковь, но каждый раз что-то срывало их планы. В 1934 году ее все-таки закрыли, и долгое время там хранилось зерно.

Боснийская находка


В 1963 году в далекой Боснии историк и реставратор Здравко Каймакович нашел икону, неведомо как туда попавшую. Его поразило не только высочайшее умение художника, но и надпись, сделанная по-русски: «Сия икона писана в Самарской губернии, Бузулукского уезда, Утевской волости того же села зубами крестьянина Григория Журавлева, безруким и безногим, 1885 года, 2 июля».

Здравко обратился по указанному на иконе адресу и в Государственный архив СССР. Там нашлись документы, подтверждавшие подпись безрукого и безногого иконописца.

Получив доказательства, боснийский искусствовед написал ряд работ об уникальном художнике. Эти публикации в югославской, американской и итальянской печати произвели настоящий фурор. Григорий Журавлев стал всемирно известен. Сенсацией были вынуждены заинтересоваться и в СССР. Подключились архивисты, искусствоведы, музейщики.

Утевский учитель и краевед Кузьма Данилов начал переписку с Каймаковичем, опубликовал в районной газете несколько исследований жизни и творчества Журавлева. Стали искать работы художника, в школьном музее оформили экспозицию по его творческому наследию.

Второе рождение


Неповторимая церковь в Утевке сохранилась до наших дней. В 1989 году ее вернули верующим. В церкви чудом сохранились иконы, написанные Григорием Журавлевым, фрагменты стенных росписей и купола. После того как в храме начались службы, на одной из икон стал сам собой проявляться лик святого Симеона Верхотурского.

Нерукотворные образа Григория Журавлева нашлись почти в каждой утевской избе и в соседних селах. Местные жители сберегли иконы и принесли их в церковь. Кроме того, они хранятся в самарских краеведческом и епархиальном музеях, в Петропавловской церкви Самары, в Троице-Сергиевой лавре под Москвой, Санкт-Петербургском Казанском соборе, Пюхтицком монастыре в Эстонии, в частных коллекциях.

На родину иконописца вернулся подаренный императором альбом, местные краеведы отыскали его в школьном музее одного из районов Самарской области.

Сохранился и дом Журавлева. В церковной ограде восстановлена его могила. Жители Утевки давно говорят, что их великий земляк заслуживает канонизации: за подвижническую жизнь и удивительный иконописный дар.

О необыкновенной жизни и божественном таланте самородка написаны повесть-легенда самарского документалиста В. Мясникова «Возвращение», рассказ ленинградского писателя В.Лялина «Изограф». Перу С. Жигалова принадлежит роман «Дар над бездной отчаяния», прообразом главного героя которого стал Григорий Журавлев.

Александр Зиборов

Источник - http://www.ufolog.ru/publication/print/3708.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.

Облако тегов

20 мытарств души после смерти, Holopov о religii, Kopylova - Ciriulnik, Ot holokosta do abortov, pritchi, son o proshloi gizni, Tataro-mongolsloe igo, Ад на Земле, Аркаим, Гипербоея, Задорнов, Иисус Христос, Копылова, Крещение Руси, Левашов, Нобелевский лауреат против Православной пропаганды, Осипов, Послушник и монах - Светлана Копылова, Православие, Православие и теория эволюции, Светлана Копылова - Любовь, Человек - искусственное создание, бог, волшебные очки, грех, дешеполезная история, евангелие от Иуды, жертвоприношения славян, жизнь после смерти, история Руси, калеки, код смерти, летательный аппарат, мироустройство, молитва, молитвы, одаренность, песнопения, письменность, притча, притчи, происхождение человека, религия, славяне, смешение языков и расселение людей, существует ли бог, удары в затылок, христианство, церковь, чудеса святых

Показать все теги
^