Наука и Бог
Лекции Осипова А. И.
Православные Христианские притчи
История Руси
» » Борьба русской православной церкви против ересей. Была ли инквизиция на Руси?
Информация к новости
  • Просмотров: 4 997
  • Автор: nastya
  • Дата: 17-12-2014, 15:44
17-12-2014, 15:44

Борьба русской православной церкви против ересей. Была ли инквизиция на Руси?

Категория: История Православия

Борьба церкви на Руси с ересью.

Борьба русской православной церкви против ересей. Была ли инквизиция на Руси? Предлагаю развить одну тему, которую считаю важной. Существуют даже споры на просторах интернета на эту тему. Идут рассуждения и приводятся доводы в пользу того, что на Руси была инквизиция, и приводятся рассуждения и доводы против этого.
Давайте и мы зададимся этим вопросом. Что же такое инквизиция? Под инквизицией понимается карательный орган церкви, независимый от светской, политической власти. Так было, например, в средневековой Испании. Была ли такая карательная структура у церкви на Руси? Такой структуры на всей протяжении истории нашего государства не существовало. Карательную функцию осуществляло государство.

Хотелось бы порассуждать на эту тему на примере борьбы с одной из ересей - московской ереси или так называемой ересью жидовствующих. В чем состояла суть этой ереси?
в конце XV — начале XVI в. была распространена новгородско-московская ересь, своим остриём направленная против официальной церкви и самих основ церковной идеологии (идейные противники еретиков называли их «жидовствующими», в связи с тем, что еретики, развивая свои взгляды, ссылались на Ветхий завет). В этой ереси, носившей характер реформационного движения, отчётливо выделяются два направления. Одно обладало чертами бюргерской оппозиции. Его идеологами были выходцы из новгородского духовенства (священники Алексей, Дионисий и др.) и купечества (Игнат Зубов, Семён Клёнов). Новгородские еретики отрицали основные догматы православия (в том числе троицу), божественность Христа, выступали против обрядности и т. п. Уже вскоре после появления ереси в Новгороде она начала распространяться и при великокняжеском дворе.
Московский кружок, идеологами которого стали дьяки Фёдор и Иван Волк Курицыны, представлял иное, умеренное направление и был поддержан феодально-княжескими кругами, в частности Ряполовским и Патрикеевыми. В России, как в Польше и других европейских странах, элементы реформационного и гуманистического движения использовались теоретиками боярской оппозиции, превращавшими гуманистическую проповедь свободы личности в проповедь самовластия бояр.
Вместе с тем московские еретики выступали с критикой монашества, выдвигали требования секуляризации монастырских земель и являлись сторонниками распространения научных знаний и просвещения. На церковном соборе 1490 г. Дионисий и другие новгородские еретики были отлучены от церкви и преданы «анафеме» (Алексей к этому времени умер). После заключения в тюрьму Дмитрия церковный собор в 1504 г. приговорил к сожжению Ивана Волка (брата умершего Фёдора Курицына) и других виднейших московских еретиков.
(Всемирная История в десяти томах. Академия наук СССР. Институт истории. Институт народов Азии. Институт Африки. Институт Славяноведения. Издательство Социально-Экономической литературы “Мысль”. Под редакцией: В.В. Курасова, А.М. Некрича, Е.А. Болтина, А.Я. Грунта, Н.Г. Павленко, С.П. Платонова, А.М. Самсонова, С.Л. Тихвинского..) Это немного общей информации об этом виде ереси.
Борьба русской православной церкви против ересей. Была ли инквизиция на Руси?Борьба русской православной церкви против ересей. Была ли инквизиция на Руси?
Борьба русской православной церкви против ересей. Была ли инквизиция на Руси?
Довольно тесно с течением так называемой ереси жидовствующих связан спор стяжателей и нестяжателей.
Заволжские старцы, в том числе Нил Сорский выступили в оппозиции стяжателям. То есть также выступали против огромных феодальных владений церкви.

Спор велся одновременно с борьбой против "жидовствующих". Две этих дискуссии были переплетены между собой и имели совершенно материальную основу.
Монастыри являлись крупнейшими землевладельцами. И непросто землевладельцами, А РАБОВЛАДЕЛЬЦАМИ. Крепостные крестьяне - это завуалированное определение рабов.
Так вот у монастырей хотели увести из-под носа не просто имущество, не просто земли, а то, что давало власть и деньги. Это основа и краеугольный камень всего спора.
Нужно было во что бы-то не стало скомпроментировать людей, которые были близки к великому князю и которые внушали ему, что неплохо бы лишить монастыри такой власти и богатства, которых даже он, князь, не имел в то время.
В результате была придумана "ересь жидовствующих". Хлесткие ярлыки заменили доказательства. И сработало то, что, чем нелепее были обвинения - тем скорее в них поверила светская власть, озабоченная охранением самой себя и своих владений. Это была не только власть за владение духовной сферой общества, но и политическая борьба, ставкой в которой была ЗЕМЛЯ, что означало на тот момент ДЕНЬГИ И ВЛАСТЬ.
В этом смысле преподобный Иосиф - выдающийся публицист и выдающийся прокурор. Он политическую дискуссию превратил в богословскую, а гражданский спор превратил в уголовное преследование.

Давайте посмотрим теперь с другой стороны. Что же такого творили еретики? Неужели людей пытали и жгли?
Или они оскверняли иконы и тем самым совращали христиан, которым это зрелище так понравилось, что ересь быстро распространялась и добралась до княжеского окружения и грозила самим устоям Православного государства?
Что такого могли сотворить еретики, чтобы за ними так много народа пошло?

Читая "Просветитель" Иосифа Волоцкого появляется недоумение: если еретики творили мерзкие дела, как же им удалось прельстить столько людей? (Текст "Просветителя" Иосифа Волоцкого)
Видать, люди были какие-то не такие что ли?
Кому могло понравиться осквернение икон и алтарей, интересно?
Или, может, дело не в бесчинствах, в которых обвиняли "еретиков", в идеях, которые понравились людям? А что же это за идеи были?
Какие у иудеев то есть, главный закон? Это 10 главных заповедей Божьих, которые признают также и христиане. Что же плохого в их распространении?
Может, плохо было то, что распространяли их без участия Церкви и одновременно с исповеданием заповеди любви к ближнему критиковали церковь за ВЛАДЕНИЕ ЭТИМИ БЛИЖНИМИ КАК ИМУЩЕСТВОМ, КАК СКОТОМ?
Именно этим можно было тогда увлечь людей. Проповедью Слова Божьего без официальной церкви!

Поэтому, считаю, что смело можно сказать, что не было такого учреждения, как Священная Инквизиция, наподобие испанской. Но инквизиция как совокупность методов для насаждения нужно церковно-государственной власти идеологии всё же была.

И в заключение хотелось бы добавить, что не казни и пытки были основной целью церкви в разгроме ереси, нет основной целью было стремление замолчать, напугать, чтоб молчали. Еретики своими взглядами подрывали церковные устои, лишали власти и дохода, рабов.
По этому же принципу исторически происходили Сталинские репрессии. Да по большому счету Иисус для его гонителей и палачей тоже был еретиком и подрывал своим словом устои общества, где та религиозная организация, что существовала, становилась абсолютно ненужной для последователей слова Иисуса.

При перепечатке материалов, не забывайте поставить ссылку на наш сайт http://www.magiya.net

Метки к статье: ересь жидовствующих, церковь, инквизиция

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.
^